Вербное воскресенье
Вербное воскресение. Вход Господень в Иерусалим.
История праздника
Неделя ваий посвящена воспоминанию торжественного Входа Господня в Иерусалим, куда Он шел для страданий и Крестной смерти. Это событие описано всеми евангелистами: Мф 21, 1 – 11; Мк 11, 1 – 11; Лк 19, 29 – 44; Ин 12, 12 – 19. Этот праздник называется Неделей ваий (пальмовых ветвей), Неделей цветоносной, а в просторечии у русских также Вербным воскресением от обычая освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас ветками вербы. В страну с зелеными пальмовыми ветвями встречали царей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагом. И мы, держа в руках первые распускающиеся весною ветви, прославляем Спасителя как Победителя смерти; потому что Он воскрешал умерших и в этот самый день входил в Иерусалим для того, чтобы умереть за наши грехи и воскреснуть и тем спасти нас от вечных мук и смерти. Зеленая ветвь служит у нас тогда знаком победы Христа над смертью и должна напоминать нам о будущем воскресении из мертвых всех нас.
Вскоре после воскрешения Лазаря, за шесть дней до еврейской Пасхи, Иисус Христос совершил торжественный вход в Иерусалим, чтобы показать, что Он есть истинный Христос Царь и идет на смерть добровольно.
Приблизившись к Иерусалиму, придя к селению Виффании, к горе Елеонской, Иисус Христос послал двух учеников Своих, сказав: «Идите в селение, которое прямо перед вами; там вы найдете привязанную ослицу и молодого осла с нею, на которого никто из людей никогда не садился; отвяжите их и приведите ко Мне. И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу».
Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус Христос. Они привели ослицу и молодого осла, покрыли осла своими одеждами, и Иисус Христос сел на него.
Между тем, в Иерусалиме узнали, что Иисус, воскресивший Лазаря, идет в Иерусалим. Множество народа, собравшегося отовсюду к празднику Пасхи, вышло к Нему навстречу. Многие снимали с себя одежды и устилали ими дорогу перед ним; другие срезали пальмовые ветви, несли их в руках и бросали по дороге. И весь народ, сопровождавший и встречавший Его, в радости восклицал: «Осанна [спасение] Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне [то есть достоин хвалы, идущий от имени Господа, от Бога посланный] Царь Израилев! Осанна в вышних!
Приблизившись к Иерусалиму, Спаситель со скорбью смотрел на него. Он знал, что народ отвергнет Его, своего Спасителя, - и Иерусалим будет разрушен. Иисус Христос заплакал о нем и сказал: «О, если бы ты хотя в этот твой день знал, что служит к миру [то есть спасению] твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих [то есть ты упорно закрываешь глаза на все Божие благоволение, посылаемое тебе]. Придут на тебя дни, когда враги обложат тебя окопами и окружат тебя и стеснят тебя отовсюду и разорят тебя, побьют детей твоих и не оставят камня на камне, за то что ты не узнал [не захотел узнать] времени посещения твоего [то есть времени, когда Господь посетил тебя]».
Когда Иисус Христос вошел в Иерусалим, весь город пришел в движении, и спрашивали не знавшие Его: «Кто это?» Народ отвечал: «Это – Иисус, пророк из Назарета Галилейского», и рассказывали при этом, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.
Войдя в храм, Христос снова, как и в первый год Своего учения, выгнал из него всех продающих и окупающих, говоря им: «Написано: - Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов – а вы сделали его вертепом разбойников».
Слепые и хромые обступили Его в храме, и Он их всех исцелил. Народ, видя чудеса Иисуса Христа, еще больше стали прославлять Его. Даже малые дети, бывшие в храме, восклицали: «Осанна Сыну Давидову!».
Первосвященники же и книжники негодовали на это и сказали Ему: «Слышишь ли, что они говорят?». Иисус Христос ответил: «Да разве вы никогда не читали: - из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» (Пс 8, 3). В следующие затем дни Иисус Христос учил в храме, а ночи проводил вне города. Первосвященники, книжники и старейшины народа искали случая погубить Его, но не находили, потому что весь народ неотступно слушал Его.
Неделя ваий завершает пост Четыредесятницы и служит приготовлением к Страстной, или Великой, седмице. Начиная с вечери Неделя ваий, все песни Триоди Постной ведут нас по следам Господа, грядущего на вольную смерть.
В честь праздника на трапезе разрешается вкушение рыбы, елея и вина.
Тропарь, глас 1-й:
Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.
Кондак, глас 6-й:
На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, Грядый Адама воззвати.
|