Ког­да ду­ша за­ко­ну Бо­жию по­у­ча­ет­ся, а те­ло бла­го­ра­зу­мию ду­ши по­кор­но, тог­да де­ла ви­дят­ся сии: лю­бовь к Бо­гу и ближ­не­му, мир со все­ми, кро­тость, прос­то­та, бла­го­ск­лон­ность, ми­ло­сер­дие ко всем, скром­ность, воз­дер­жа­ние, це­ло­муд­рие, нез­ло­бие и про­чие. И сии де­ла суть пло­ды Ду­ха Свя­та­го и на­зы­ва­ют­ся се­я­ни­ем в ду­шу.

преп. Моисей

8 ИЮНЬ

ВОСКРЕСЕНЬЕ

(СТ.СТ. 26 МАЯ)

 

ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ.

 

ТРОПАРЬ, ГЛАС 8-Й

БЛАГОСЛОВЕН ЕСИ, ХРИСТЕ БОЖЕ НАШ, ИЖЕ ПРЕМУДРЫ ЛОВЦЫ ЯВЛЕЙ, НИЗПОСЛАВ ИМ ДУХА СВЯТАГО, И ТЕМИ УЛОВЛЕЙ ВСЕЛЕННУЮ, ЧЕЛОВЕКОЛЮБЧЕ, СЛАВА ТЕБЕ.

КОНДАКТ, ГЛАС 8-Й

ЕГДА СНИЗШЕД ЯЗЫКИ СЛИЯ, РАЗДЕЛЯЩЕ ЯЗЫКИ ВЫШНИЙ, ЕГДА ОГНЕННЫЯ ЯЗЫКИ РАЗДАЯШЕ, В СОЕДИНЕНИЕ ВСЯ ПРИЗВА, И СОГЛАСНО СЛАВИМ ВСЕСВЯТАГО ДУХА.

 

            Праздник Св. Троицы называется Пятидесятницею потому, что сошествие Св. Духа на Апостолов совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом. Праздник христианской Пятидесятницы заключает в себе двойное торжество: - и в славу Пресвятой Троицы, и в славу Пресвятого Духа, видимо сошедшего на Апостолов и запечатлевшего новый вечный завет Бога с человеками.

Первый день Пятидесятницы, т. е. воскресение, Церковь посвящает преимущественно в славу Пресвятой Троицы; и этот день в народе называется Троицыным днем, а второй, т. е. понедельник - во славу Духа Пресвятого, отчего и называется Духовым днем.

Из  Слова Святейшего Патриарха Кирилла:

Этот день особый и для истории Церкви, и для жизни каждого христианина, потому что в этот день апостолы получили дар Святого Духа. Что это такое? Это реальная сила, это Божественная энергия, которая прикоснулась к ним — слабым, немощным, грешным, которые часто не могли понять того, что говорит им Спаситель, тем более не могли повторить Его чудес, которые испугались Его ареста, разбежались в момент казни. И вот эти люди, слабые, немощные, но избранные Самим Спасителем, в пятидесятый день после Его Воскресения, как Он и обещал, обрели великую благодать, Его Божественную силу. И не потому, что они были рядом с Ним, не потому, что они были по-человечески близки, а потому, что Он обещал даровать Духа Святого через Свою смерть и через Свое Воскресение — как знак прощения грехов, как знак восстановления связи между Богом и человеком.

На примере святых апостолов видно, чем обычный человек отличается от человека, вдохновленного Божественной силой. Это словно иной порядок бытия — это иные возможности, иная сила, иной разум. Почему же мы, люди крещеные, получившие дар Святого Духа, не имеем этой возможности обладать Духом Святым в полноте, как апостолы? Приведем слова, которые я только что произнес в проповеди в Успенском соборе, — слова, принадлежащие святому Иоанну Златоусту. Он говорит о том, что для тех, кто охвачен страстью и неверием, неприступной и невидимой становится благодать Божия. Сегодня огромное количество людей живет во власти страстей. Страсть, раскрепощение инстинктов стали в сознании многих не грехом, а, напротив, образом и стилем жизни. И если человек живет так, то и вера в Бога, даже если остается в сознании, то на каком-то уж очень узком отрезке этого сознания. Эта вера никак не проявляет себя в жизни — она неприступна для благодати Святого Духа.

Может быть, это и является причиной того, что многим людям, даже крещеным, непонятна жизнь Церкви. Для того чтобы уразуметь, что происходит внутри христианской общины, нужно побороть в себе страсть, обрести веру, и тогда благодать Божия, как мощный духовный источник, оплодотворит сухую землю, и во мгновение станет ясным то, что еще вчера было непонятно. Если вчера требовалось некое логическое построение для того, чтобы что-то уразуметь и понять в этой таинственной жизни Церкви, то теперь, когда благодать Божия пронизывает человеческое сознание, не требуется никакой логики, потому что Божия сила реально присутствует в жизни человека. Тогда не требуется никаких доказательств и видно то, что не видно простым взором, и хватает сил на то, на что никогда бы не хватило внутренних сил. И самое помраченное и угнетенное унынием сознание пробуждается без каких-либо внешних причин — лишь силой благодати Божией.

Для того чтобы благодать была зримой, видимой, мы должны помнить, что наша задача — бороться с нашими страстями, с нашими грехами; бороться с неверием, тем самым бытовым неверием — не интеллектуальным, не философским, а бытовым, когда о Боге вспоминают нечасто. Ради этого Церковь и трудится, к этому она и призывает людей. Многие с радостью откликаются на этот призыв, потому что в какой-то момент своей жизни почувствовали прикосновение к сердцу Божией благодати. А другие не понимают, к чему Церковь зовет, и критикуют Церковь, потому что не ведают того Божественного мира, который открывается в сердцах людей силой благодати Божией.

Пусть сегодняшний день поможет всем нам обновить в себе эту благодать — целеустремленным сопротивлением страстям, грехам, порокам, злым мыслям. Тогда мы почувствуем то, что почувствовали святые апостолы в день Святой Пятидесятницы, и благодать Божия многократно усилит наши человеческие силы, даст остроту зрения духовного, силу мысли, поможет в памяти своей сопрягать времена, то есть обрести человеческую мудрость.

Я от всего сердца желаю всем вам, мои дорогие, всем верующим людям, всем крещеным, всем, кому дан дар благодати Божией, обновить в себе этот дар, чтобы благодать была и видимой, и доступной для каждого из нас. Аминь.

(Из  «Слова Святейшего Патриарха Кирилла» 3июня 2012 года в день Святой Троицы в Успенском Соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры).

ВСЕНОШНОЕ БДЕНИЕ НАКАНУНЕ ПРАЗДНИКА СВЯТОЙ ТРОИЦЕ.

 

 

 


 

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОСИТЕ У БОГА СИЛУ, ДАЮЩУЮ ДУХОВНУЮ РЕВНОСТЬ К ДОБРУ И ДУХОВНУЮ ТЕПЛОТУ (прп. Антоний Великий)

 

9 ИЮНЬ

ПОНЕДЕЛЬНИК

(СТ.СТ. 27 МАЯ)

 

ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА.

 

 

Празднование Святому Духу Церковь начинает, по обыкновению, вечерним Богослужением в Троицын день. На сем Богослужении с коленопреклонением читаются три умилительные молитвы Василия Великого, в которых мы исповедуем грехи наши пред Отцом Небесным и, ради великой жертвы Сына Его, испрашиваем помилования; просим также Господа Иисуса Христа даровать нам Божественного Духа, в просвещение и утверждено душ наших, и, наконец, молимся об усопших отцах и братьях наших, да упокоит их Господь в месте светле, злачне и покойне.

В Праздник Пятидесятницы принято украшать храм и свои жилища древесными ветвями и цветами, и самим стоять в храме с цветами в руках. Украшение храмов и жилищ в этот день зеленью и цветами бывает, во-первых, исповеданием зиждительной силы Животворящего Духа; а во-вторых, - должным посвящением Ему начатков весны.