11 МАЯ
ВОСКРЕСЕНЬЕ
(СТ.СТ.28 АПРЕЛЯ)
Четвертая неделя по Пасхе носит название Недели о расслабленном.
В этот день в храмах читается Евангельский отрывок о том, как в канун праздника Пятидесятницы Господь пришел в Иерусалим. “Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью”.
Как повествует Евангелие, при овчей купели находился расслабленный или парализованный человек, на протяжении тридцати восьми лет страдавший этой болезнью. “Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел”. Для чего Спаситель повелевает исцеленному взять постель и ходить? Это было необходимо для полной очевидности чуда, несомненности для окружающих полноты исцеления расслабленного, который, таким образом, показал, что все его члены достаточны окрепли, и он не только в состоянии идти, но и нести с собой свою постель.
День, в который Господь исцелил расслабленного, был днем субботним, днем покоя. “Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте”. На самом деле, вопреки обвинениям лицемерных и завистливых иудейских учителей, ни в этот раз, ни когда-либо вообще Спаситель не нарушал Закона. Повеление о субботнем покое никоим образом не относилось к ситуациям, касающимся спасения ближнего или даже животного. Именно на это и указывал Христос фарисеям, когда спрашивал их: “если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу”? (Лук.14:5).
Через некоторое время после исцеления расслабленного, Господь встретил его в храме “и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже”. Эти слова Спасителя показывают нам связь, существующую между грехом и болезнью. Конечно, далеко не всегда можно ставить конкретную болезнь в связь с конкретным грехом, но болезнь вообще вошла в мир с грехопадением, и, как правило, любая болезнь имеет свой корень в грехе. Поэтому с уверенностью можно сказать, что лишь по милости Божьей та или иная болезнь не постигает нас за каждое наше согрешение.
Сегодняшнее Евангелие о телесно расслабленном иносказательно повествует нам о болезни расслабления духовного. Таковое расслабление обыкновенно наступает от отчаяния или лености и уныния, но важно помнить, что и малейшее усилие и терпение, предпринимаемые верующим в такой ситуации, не пропадут даром, поскольку Господь всевидящ, и в известный Ему момент обязательно прострет свою десницу и речет: “Встань и ходи”! Важно помнить, что спасение человеков не возможно без какого-либо усилия со стороны самих человеков, “ибо Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его” (Матф.11:12).
Се здрав был еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет (Ин. 5, 14).
Это завещание Господа возвещает нам, что мы подвергаемся болезням и прочим бедствиям земной жизни за согрешения наши. Когда же Бог избавит нас от болезни или бедствия, а мы снова начнем проводить греховную жизнь, то снова подвергаемся бедствиям, более тяжким, нежели какими были первые наказания и вразумления, посланные нам от Бога.
Святитель Игнатий (Брянчанинов).
|